Здоровье зубочелюстной системы и правильная речь человека неразрывно взаимосвязаны. Обычно пациенту приходится обращаться к разным специалистам, чтобы устранить анатомические и речевые нарушения, и действия врачей в таком случае не скоординированы. Это усложняет решение проблемы и не позволяет достичь желаемых результатов лечения. Поэтому единственный правильный подход предполагает тесное сотрудничество стоматолога и логопеда, которое только начинает реализовываться в отдельных современных клиниках.
Кто такой логопед-дефектолог и чем он занимается
Логопед — это специалист с дефектологическим образованием, который занимается диагностикой, коррекцией и профилактикой нарушений речи, чтения и письма. Его помощь может понадобиться как в детском, так и во взрослом возрасте.
Основные направления работы логопеда-дефектолога
Логопед определяет существующие нарушения у пациента, которые могут влиять на произношение звуков: неправильный прикус, аномалии строения челюстей, дефекты зубов. Такие стоматологические проблемы вызывают картавость, шепелявость, обусловливают межзубное произношение звуков из-за неправильного взаимного положения зубов, языка, изменения формы ротовой полости. Они требуют лечения, которое проводится стоматологом-ортодонтом и логопедом-дефектологом. Логопед-дефектолог выбирает для пациента оптимальные методы и проводит коррекционную работу по нескольким направлениям:
- Формирование правильного произношения звуков
- Развитие правильного речевого дыхания
- Развитие фонематических процессов (слухового восприятия)
- Развитие зрительно-пространственного гнозиса
- Развитие мелкой и общей моторики, связной речи, формирование грамматических умений и навыков, необходимых для улучшения коммуникативной функции.
Как стоматологическая коррекция влияет на артикуляцию?
Нарушения строения зубочелюстной системы делают невозможной правильную артикуляцию. Создать благоприятные условия для четкого произношения звуков помогают различные методы стоматологической коррекции, которые применяются в соответствии с имеющимися показаниями:
- Ортодонтия — лечение неровности зубов и нарушений зубного ряда (прогнатического, прогенического, открытого, глубокого, перекрестного прикуса или нейтрального прикуса с аномальным положением отдельных зубов). В частности, при дистальном прикусе нарушается произношение шипящих, губно-зубных звуков ([ж], [ш], [в], [в’], [б], [б’], [м], [м’], [ф], [ф’]), реже — [р], [р’]. Коррекция окклюзии с помощью брекетов, элайнеров позволяет отклонить верхние зубы назад, а нижние — вперед, создавая необходимые условия для произношения этих звуков.
- Протезирование — восстановление зубного ряда с помощью съемных или несъемных конструкций при полной или частичной утрате зубов. Такое лечение помогает устранить, например, шепелявость — нарушение произношения шипящих и свистящих звуков, которые возникают из-за отсутствия зубов.
- Имплантация — установка зубных имплантов для восстановления зубного ряда. Как и протезирование, позволяет устранить проблемы с речью, возникающие из-за утраты зубов.
 
			
			Комплексный подход для формирования чёткой звуковой артикуляции
Анатомия зубочелюстного аппарата и речи не могут рассматриваться отдельно — это пример взаимосвязи строения и функции, характерной для всего живого организма. Для формирования четкой звуковой артикуляции и оптимального строения речевого аппарата необходим комплексный подход, а для этого требуется сотрудничество стоматологов и логопедов-дефектологов.
Типичный случай, когда такое междисциплинарное взаимодействие имеет ключевое значение, — наличие неправильного прикуса. При этом ребенок нуждается не только в ортодонтическом вмешательстве, но и в помощи логопеда-дефектолога, и действия этих специалистов должны быть согласованы.
При отсутствии коррекции прикуса логопедические занятия будут неэффективными. С другой стороны, навыки правильной речи не возникают самостоятельно, даже если проводится исправление прикуса. А если нарушение двигательной и речевой программы закрепилось в головном мозге, даже успешное ортодонтическое лечение не поможет устранить дефект речи.
Специалисты Мессинского университета (Мессина, Италия) Martina Costanzo, Francesco Puleio, Roberto Lo Giudice, Angela Alibrandi, Ilenia Campione в своей статье [a] привели результаты опроса стоматологов и логопедов о необходимости их сотрудничества. По мнению большинства опрошенных врачей, такое взаимодействие имеет решающее значение для решения сложных взаимосвязей здоровья полости рта и коммуникации у пациентов разного возраста.
Сотрудники Государственного университета Кампинас (Пирасикаба, Бразилия) — Luciana Tiemi Inagaki, Daniela Galvão de Almeida Prado, Alexsandra Shizue Iwamoto с соавторами отмечают лучшие результаты такого комплексного лечения детей с ранним кариесом.
Важность сопровождения логопеда при коррекции уздечки языка подчёркивается и в статье [b] португальских специалистов Gomes, Erissandra; Araujo, Fernando Borba de и Rodrigues, Jonas de Almeida, сотрудников Федерального университета Риу-Гранди-ду-Сул.
Таким образом, лучших результатов лечения можно ожидать в той клинике, где уделяется особое внимание взаимодействию между стоматологией и логопедией. Совместное сопровождение пациента помогает максимально устранить анатомические нарушения и дефекты речи.
Когда необходима одновременная помощь логопеда и стоматолога?
Координация действий логопеда и стоматолога необходима при врождённых и приобретённых патологиях зубочелюстного аппарата, влияющих на речь:
- Отсутствие зубов
- Скученность, неправильное положение зубов
- Деформации зубного ряда
- Нарушения прикуса
- Короткая уздечка языка.
Правильное сочетание логопедического и стоматологического лечения — единственный путь к эффективному восстановлению здоровья полости рта и формированию правильной артикуляции. Это помогает избавиться как от эстетических недостатков, так и от сложностей в коммуникации, что значительно повышает качество жизни.

 
	

